редакция от 22.05.2022
Ростехнадзор разъясняет: Вопросы идентификации ОПО при ведении горных работ
Письмо Ростехнадзора от 25.04.2022 N 00-02-05/672 "О направлении разъяснений"
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПИСЬМО от 25 апреля 2022 г. N 00-02-05/672
О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору в связи с поступлением в центральный аппарат Ростехнадзора обращения президента Российского союза промышленников и предпринимателей направляет разъяснения по вопросу предоставления организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты (далее - ОПО), в территориальные органы Ростехнадзора документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании карьеров, в целях их регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов (далее - Реестр).
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации N 2395-1 от 21 февраля 1992 г. "О недрах" (далее - Закон РФ "О недрах") лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим права ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии с частью 5 статьи 9, пунктом 2 части 1 статьи 22 Закона РФ "О недрах" и пунктом 16.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 г. N 3314-1, пользователь недр вправе самостоятельно выбирать формы предпринимательской деятельности или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии на пользование недрами, в том числе привлекать на подрядных условиях исполнителей отдельных видов работ, связанных с пользованием недрами, которые принимают на себя ответственность за соблюдение стандартов (норм, правил) в области охраны недр и окружающей природной среды в процессе ведения указанных работ.
Условия взаимодействия, взаимные права и обязанности, а также ответственность недропользователя и подрядных организаций определяются соответствующими договорами подряда, регулируемыми гражданским законодательством.
Предоставление государственной услуги по регистрации ОПО в Реестре осуществляется на основании и в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Правилами регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. N 1371, и в порядке, установленном Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденным приказом Ростехнадзора от 8 апреля 2019 г. N 140 (далее - Административный регламент), с учетом Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 30 ноября 2020 г. N 471.
Согласно пункту 2 Административного регламента заявителями по предоставлению государственной услуги по регистрации ОПО в Реестре являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию ОПО на праве собственности или ином законном основании.
Согласно подпункту 2 пункта 20 Административного регламента для регистрации ОПО в Реестре заявитель прилагает к заявлению в том числе копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании ОПО, в том числе земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещаются ОПО (для объектов недвижимости), права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются реквизиты документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании таких земельных участков, зданий, строений и сооружений).
Одним из лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии в соответствии с подпунктом "а" пункта 4 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 г. N 1661, является наличие на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещаются объекты, а также технических устройств, планируемых для применения на объектах.
В качестве иного законного основания, подтверждающего наличие у соответствующего лица ОПО, в том числе земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещается ОПО, могут выступать документы, подтверждающие законную передачу такого объекта, а также земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых он размещается, данному лицу его собственником, в том числе договор подряда, договор аренды, договор доверительного управления или иной договор.
Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Таким образом, передача ОПО в эксплуатацию третьим лицам может осуществляться на основе соответствующей гражданско-правовой сделки при условии соблюдения такими лицами требований промышленной безопасности.
Исходя из вышеизложенного предоставление договоров подряда, договоров аренды лесных (земельных) участков, на которых располагаются ОПО, в качестве документов, подтверждающих иное законное основание владения ОПО, является достаточным основанием для регистрации ОПО в Реестре при условии соблюдения требований промышленной безопасности со стороны эксплуатирующих организаций.
Прошу довести до работников, ответственных за предоставление государственной услуги по регистрации ОПО в Реестре, указанную информацию и обеспечить предоставление государственной услуги по регистрации ОПО в Реестре в строгом соответствии с требованиями Административного регламента.
А.В.ДЕМИН
Вопрос от 01.09.2021:
Согласно Приложению № 1 к Требованиям к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30 ноября 2020 года № 471, границы опасного производственный объект "карьер" определяются границами горного отвода. В связи с вышеизложенным, прошу разъяснить, является ли внешний отвал, формируемый при разработке данного карьера, частью опасного производственного "карьер", а также относится ли деятельность по формированию данного отвала к ведению горных работ согласно п. 5 Приложения № 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Ответ: Письмо Ростехнадзора от 10.09.2021 N 07-00-05/1323 "По обращению граждан"
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПИСЬМО от 10 сентября 2021 г. N 07-00-05/1323
ПО ОБРАЩЕНИЮ ГРАЖДАН
Управление горного надзора рассмотрело обращение, поступившее в Общественную приемную Ростехнадзора, и сообщает.
Отвалы вскрышных пород, расположенные за границами горного отвода, не идентифицируются в составе опасного производственного объекта ведения горных работ. В случае если оборудование и технические устройства постоянно находятся на отвалах, в сведения, характеризующие опасный производственный объект, они не вносятся.
При наличии признаков опасности, установленных приложениями 1 и 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", отвалы подлежат идентификации в качестве самостоятельных опасных производственных объектов с присвоением соответствующего класса опасности и регистрацией в государственном реестре опасных производственных объектов.
Начальник Управления горного надзора В.М.ТКАЧЕНКО
Вопрос от 18.01.2021:
В случае, когда на месторождении горные работы полностью выполняются подрядными организациями (взрывание, экскавация, транспортирование), кто является эксплуатирующей ОПО организацией: недропользователь, имеющий лицензию на пользование недрами, или какая-либо из подрядных организаций?
Ответ: На данный вопрос ответ дан Управлением горного надзора Ростехнадзора.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон) опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, установленном Правилами регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 № 1371.
На основании п. 6 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471 (далее – Требования), отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации.
Согласно п. 2 Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 08.04.2019 № 140, заявителями по предоставлению государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию опасных производственных объектов на праве собственности или ином законном основании.
В качестве иного законного основания может учитываться договор подряда или иной договор между недропользователем и подрядчиком, положения которого устанавливают правовую ответственность подрядчика при ведении горных работ на земельном участке недропользователя. Вопросы права владения или пользования опасным производственным объектом на период проведения горных работ регулируются в рамках договорных отношений между подрядными организациями с недропользователем.
Таким образом, организация, осуществляющая работы на опасном производственном объекте, может выступать заявителем по предоставлению государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов в случае наличия законного основания на его эксплуатацию.
Вопрос от 03.11.2020:
При определении класса опасности при ведении открытых горных работ объемы горной массы определяются в плотном теле или в разрыхленном состоянии?
Ответ: На данный вопрос ответ дан Управлением горного надзора Ростехнадзора.
Классы опасности объектов ведения открытых горных работ устанавливаются в соответствии с подпунктами 2, 3 и 4 пункта 8 приложения 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – ФЗ-116).
При этом следует учитывать, что согласно пункту 5 приложения 1 ФЗ-116 объекты добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ, не относятся к опасным производственным объектам.
Объемы горной массы, приведенные в пункте 8 приложения 2 ФЗ-116, на основании количества которых осуществляется классификация опасных производственных объектов, определяются как разрыхленный массив горных пород. Горная масса включает в себя полезное ископаемое и вскрышные породы (покрывающие и вмещающие) и учитывается в общем объеме для определения класса опасности объекта ведения открытых горных работ.
Вопрос от 28.04.2020:
Является ли площадка, на которой расположена передвижная дробильно-сортировочная установка, опасным производственным объектом?
Ответ: На данный вопрос ответ дан Управлением горного надзора Ростехнадзора.
На основании пункта 5 приложения 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.
В соответствии с разделом «Термины и определения» » Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых», утвержденных приказом Ростехнадзора от 11.12.2013 № 599, обогащением полезных ископаемых является совокупность технологических процессов переработки минерального сырья с целью выделения из него полезных компонентов с концентрацией, превышающей их содержание в исходном сырье.
Работы по дроблению и измельчению полезных ископаемых без выделения из них полезных компонентов с концентрацией, превышающей их содержание в исходном сырье, не являются процессом обогащения полезных ископаемых.
На основании вышеизложенного, если организация эксплуатирует объект (передвижную дробильно-сортировочную установку), на котором осуществляется переработка добытой горной массы без выделения из нее полезных компонентов с концентрацией, превышающей их содержание в исходном сырье, и на объекте отсутствуют иные опасные признаки, установленные Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», то данный объект не будет относиться к категории опасных производственных объектов.
Источник: Ростехнадзор
Разделы сайта, связанные с этой новостью:
- Идентификация и классификация ОПО, получение лицензии на эксплуатацию ОПО
- Работы на горнорудных производствах
Последовательность событий и новостей по этой теме
(перемещение по цепочке новостей, связанных друг с другом)
- Ростехнадзор разъясняет: Определение объема и массы опасных веществ разного вида при идентификации ОПО и присвоении класса опасности
- Ростехнадзор разъясняет: Вопросы идентификации ОПО (как определить класс опасности)
- Ростехнадзор разъясняет: Вопросы идентификации складов различных веществ
- Ростехнадзор разъясняет: Вопросы идентификации видов опасных веществ на ОПО
- Ростехнадзор разъясняет: Вопросы идентификации участков транспортирования опасных веществ
- Ростехнадзор разъясняет: Вопросы идентификации установок холодильных
- Ростехнадзор разъясняет: Вопросы идентификации установок баллонных и резервуарных
- Ростехнадзор разъясняет: Вопросы идентификации металлургических объектов
- Ростехнадзор разъясняет: Вопросы идентификации и эксплуатации ОПО производства аллюминия
- Ростехнадзор разъясняет: Вопросы идентификации объектов, в составе которых эксплуатируются медицинские паровые стерилизаторы, автоклавы
- Ростехнадзор разъясняет: Вопросы идентификации ОПО спецхимии
- Ростехнадзор разъясняет: Вопросы идентификации ОПО при ведении горных работ
- Ростехнадзор разъясняет: Вопросы идентификации ОПО угольной промышленности
- Ростехнадзор разъясняет: Вопросы идентификации объектов с аргоном и азотом
- Ростехнадзор разъясняет: Относится ли к ОПО паропередвижная установка ППУА 1600/100
- Серная кислота является «токсичным веществом» по классификации 116-ФЗ
- Ростехнадзор разъясняет: Идентификация ОПО при геологоразведочных работах
- Ростехнадзор разъясняет: Вопросы идентификации холодильных установок
- Ростехнадзор разъясняет: Суммирование массы опасных веществ разного вида при идентификации ОПО и присвоении класса опасности (до 2021г.)
- Ростехнадзор разъясняет: Вопросы идентификации видов опасных веществ на ОПО (до 2021 г.)
- Ростехнадзор разъясняет: Идентификация ОПО нефтепродуктообеспечения
- Ростехнадзор разъясняет: Класс ОПО установки по производству водорода
- Ростехнадзор разъясняет: Является ли ОПО автомобильные и стреловые самоходные краны
- Ростехнадзор разъясняет: Вопросы идентификации ОПО растительного сырья
- Ростехнадзор разъясняет: Электролизеры для получения расплава относятся к ОПО
- Ростехнадзор разъясняет: Об идентификации, регистрации ОПО металлургической промышленности (до 2021г.)
- Ростехнадзор разъясняет: Суммирование объемов сосудов при регистрации в Ростехнадзоре
- Ростехнадзором разъяснены вопросы идентификации и перерегистрации участков транспортирования опасных веществ
- Ростехнадзором разъяснены вопросы идентификации и определения класса опасности ОПО «Объекты бурения и добычи нефти, газа и газоконденсата»
Другие новости в группе "Нормативные документы"
(перемещение по новостям в группе)